О Таинстве Причастия

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,
то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).

Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»). Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя.

В этом Таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе, а приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла. Встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. Поэтому приступать к Чаше нужно с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою». Для Причастия необходимо соблюдение следующих условий:

1. Вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего те или иные догматы христианского вероучения. Если Вы не знаете, крещены Вы или нет, или не уверены, что Вас правильно крестили (например, если Вас крестили какие-нибудь бабушки), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

2. К Богу следует приходить с чистой совестью – т.е. очищенной в покаянии, поэтому перед причастием необходима исповедь (о том, как подготовиться к первой исповеди, написано в листовке о Таинстве Покаяния).

3. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию: пост (обычно три дня), во время которого не едят яиц, мясных и молочных продуктов, и молитвенное правило, состоящее из Последования ко Святому Причащению и трех канонов – Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в книге «Молитвослов» (если Вы готовитесь к Причастию в первый раз, достаточно будет прочитать только Последование ко Святому Причащению). В день Причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. Если Вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником.

Обычно рекомендуется причащаться не реже, чем раз в месяц, но этот вопрос также решается лично. Регулярное причастие Тела и Крови Христовых — не просто формальное требование. Жизнь христианская — это жизнь богочеловеческая, поэтому невозможно быть христианином вне реального общения с Богом. Без причастия великое дело нашего Спасения, совершенное Иисусом Христом, остается для человека практически пустой абстракцией, а Сам Бог — лишь чуждой и страшной силой. При этом, конечно, невозможно богообщение, к которому мы призваны, и в котором в одном мы можем найти подлинное блаженство и смысл нашей жизни.

Божественная Литургия – богослужение, за которым происходит Таинство Причастия, – это центр богослужебной жизни Православной Церкви. Каждый православный христианин должен стремиться к тому, чтобы лучше понять это богослужение и молиться Богу сознательно и разумно. Чтобы помочь Вам в этом, на обратной стороне листа мы напечатали краткую схему Литургии, а также объяснение трудных слов и выражений.

Краткая схема Божественной Литургии
1 Начальный возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа…»
2 Мирная ектенья: «Миром Господу помолимся…» — молитва о Церкви, стране и всех людях.
3 Антифоны — пение особых хвалебных псалмов, перемежающееся малыми ектеньями.
4 Во время пения третьего антифона «Малый Вход». Священник с Евангелием выходит на солею и после возгласа «Премудрость, прости» входит в алтарь.
5 Ангельское славословие («Трисвятое»): «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
6 Чтение Священного Писания — отрывки из Апостола и Евангелия.
7 Сугубая ектенья — молитва о живых и усопших, а также о всех нуждах православных христиан.
8 Ектенья об оглашенных — молитва о людях, готовящихся к крещению.
9 «Оглашенные, изыдите» — с этого момента в храме могут присутствовать только «верные» — православные христиане, принявшие Крещение.
10 «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» — молитвы о верных.
11 Херувимская песнь, во время которой совершается Великий Вход — принесение хлеба и вина для совершения Таинства. Великий Вход символизирует шествие Христа на Страдания.
12 Просительная ектенья: «Исполним молитву нашу Господеви…»
13 Всенародное пение Символа Веры.
14 Евхаристическая молитва или Анафора — центральная часть Литургии.Начинается с благодарения Бога за творение и искупление, далее переходит к воспоминанию Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. Во время пения«Тебе поем…» происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. После этого мы всех святых, особенно о Божией Матери («Изрядно о Пресвятей…»), благодарим Бога за их прославление, и просим их молиться с нами, молимся обо всех православных христианах, о вселенной, о нашей стране и обо всех нуждах церковного народа.
15 Просительная ектения: «Вся святыя помянувше…»
16 Всенародное пение молитвы «Отче наш…»
17 Возношение Святых Даров, возглас «Святая святым».
18 Причащение священнослужителей (в алтаре).
19 Причащение мирян. «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».
20 Перенесение Св. Даров на Жертвенник.
21 Благодарственная ектенья: «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных, Животворящих Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа…»
22 Окончание Литургии, отпуст.

Объяснение некоторых слов и выражений

Возглас – часть молитвы, произносимая священником громко во всеуслышание.

Ектенья – прошения, произносимые диаконом (или священником, если нет диакона) от лица народа, на которые хор отвечает «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Миром - в мирном расположении духа.

Паки и паки - снова и снова.

Ныне и присно, и во веки веков – сейчас, непрестанно и во все века.

Аминь (из иврита) — истинно так.

Аллилуйя – хвалите Бога.

Я?ко – ибо, как, когда (в зависимости от контекста).

Еси – ты есть (2 л. ед. ч. глагола быть).

Блаженный - счастливый.

Прости - стойте прямо.

Вонмем – будем внимательны.

Оглашенные – люди, готовящиеся к Крещению.

Елицы – все, которые.

И?же - который, которые.

Предстоятель – архиерей или священник, возглавляющий службу.

Евхаристия (от греч. «благодарение») — другое название Таинства Причастия.

Святые Таины, Святые Дары – Тело и Кровь Христовы.

Солея – возвышение перед иконостасом.

Амвон – центральная часть солеи.

Престол – специально изготовленный стол, обычно кубической формы, располагающийся в центре Алтаря. На Престоле совершается Евхаристия, а также хранятся запасные Дары.

Жертвенник – стол, располагающийся в Алтаре слева от Престола. На жертвеннике совершается проскомидия, то есть приготовление хлеба и вина для совершения Божественной Литургии.

Отпуст – краткая конечная молитва богослужения: «Христос, Истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Херувимская песнь в русском переводе: «Мы все, таинственно изображая херувимов и принося Святой Троице трисвятую песнь, да отложим ныне все житейские заботы, дабы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими воинствами. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Херувимы — наивысший чин ангелов

Трисвятая песнь — ангельское славословие: «Свят, Свят, Свят Господь…» (Ис. 6: 3).

Копьеносимый — титул Императора в Византии (при избрании Императора воины несли его на щите, который ставили на свои копья).